Геморрой: нужна ли операция?

весь список

Уже более 9 лет в Клинике НТМ успешно проводится лечение пациентов с диагнозом геморрой с использованием современных и наиболее эффективных малоинвазивных методик.

Согласно определению ВОЗ, геморрой — это патологическое увеличение геморроидальных сплетений (внутренних — внутренний геморрой, наружных — наружный геморрой).

Заболевание известно с древнейших времен, его описание, а также методы лечения, отражены еще в трудах Гиппократа, Авиценны и других известных врачей. В настоящее время геморрой является одним из самых распространенных заболеваний толстой кишки и наиболее частой причиной обращения к врачу‑колопроктологу.

Распространенность заболевания составляет 130‑145 человек на 1000 взрослого населения, а его удельный вес в структуре всех заболеваний толстой кишки колеблется от 34 до 41% . Эта патология одинаково часто встречается у мужчин и женщин (по данным Ассоциации Колопроктологов России).

Общепринятая классификация разделяет геморрой на наружный, внутренний и комбинированный. В свою очередь, внутренний геморрой распределяется по стадиям:

• I стадия — проявляется выделением крови из заднего прохода без выпадения узлов;
  • II стадия - выпадение узлов с их самостоятельным вправлением без ручного пособия;
  • III стадия - выпадение узлов из заднего прохода с необходимостью ручного вправления;
  • IV стадия — постоянное выпадение узлов из заднего прохода с невозможностью ручного вправления.

Считается, что геморрой встречается в 2 раза чаще, чем указано в официальной статистике, поскольку не все люди обращаются к врачу при появлении первых симптомов заболевания.

Как же проявляет себя геморрой?

Одним из самых частых симптомов является выделение крови из заднего прохода при дефекации. Также заставляют обратиться к врачу боль в области прямой кишки, зуд и выпадение геморроидальных узлов.

За период с 2015 года по начало 2020 года в ООО «Клиника НТМ» обследовано и проведено лечение 2358 пациентов с диагнозом геморрой. Из них 1252 женщины (53%), в т. ч. геморрой во время беременности, а также послеродовый геморрой. И 1106 мужчин (47%). Возраст пациентов составил: 15 лет — 94 года (в среднем 46 лет).

Распределение по стадиям выглядело следующим образом:

• I стадия — 703 пациента (29,8%),
  • II стадия — 1002 (42,4%),
  • III стадия — 500 (21,2%),
  • IV стадия — 153 (6,5%).

При проведении сравнительного анализа с 2015 года по настоящее время, вырос процент пациентов с III и IV стадиями геморроя, что говорит о позднем обращении за медицинской помощью, а в большинстве случаев после неудачного самостоятельного лечения.

При первичном осмотре на основании клинических рекомендаций пациенту назначается обследование и лечение. Первым этапом является устранение острых симптомов геморроя — ликвидация боли, кровотечения, разрешения тромбоза узла. При успешности консервативных мероприятий, параллельно лечению, вторым этапом пациенту назначается обследование толстой кишки. После стихания обострения выполняется аноскопия и/или колоноскопия. В 80% случаев симптомы острого геморроя удается купировать консервативным способом, не прибегая к хирургическим методам. Однако, ремиссия не всегда бывает устойчивой, и обострения случаются несколько раз в год.

Какие существуют показания к операции?

Как известно, любые манипуляции в медицине выполняются по строгим показаниям. Для оперативного лечения геморроя они следующие: безуспешность консервативного лечения, продолжающееся ректальное кровотечение, гнойные осложнения геморроя, геморрой III, IV стадий со стойким выпадением узлов, а также часто рецидивирующий геморрой.

Современные методы хирургического лечения геморроя

Развитие науки и внедрение новых технологий позволило выйти на качественно новый уровень в лечении геморроя. Если еще в начале XXI века «золотым стандартом» являлась геморроидэктомия — метод, при котором производилось удаление геморроидальных узлов с последующим интенсивным болевым синдромом и длительным периодом восстановления пациента, то в настоящее время успешно используются малоинвазивные методики. Одной из них является: дезартеризация геморроидальных узлов с мукопексией и лифтингом слизистой оболочки прямой кишки. Данный метод наиболее эффективен при лечении геморроя II, III стадий и включен в «Клинические рекомендации по диагностике лечению взрослых пациентов с острым и хроническим геморроем», утвержденные Министерством здравоохранения РФ.

В нашей клинике указанный метод применяется с 2015 года, прооперировано 59 пациентов, из которых 32% женщины и 68% мужчины, средний возраст составил 46 лет. За время послеоперационного наблюдения рецидивов заболевания не было. Однако выявлены различия по времени стихания болевого синдрома и длительности периода нетрудоспособности после хирургического лечения. Анализ данной ситуации позволяет нам сделать вывод, что те пациенты, которые длительное время (свыше 3‑х лет) имели частые эпизоды обострений (более 2‑х раз в год после первичного обращения), отмечали выраженный болевой синдром после операции, а также увеличивалось время восстановления на 3‑5 дней, по сравнению с пациентами, поступившими для хирургического лечения после редких эпизодов обострения (1‑2 в год).

Возвращаясь к вопросу «Нужна ли операция?», ответим так:

Геморрой — заболевание хроническое, протекающее с периодами обострений и ремиссий. И если в течение нескольких месяцев не удается достичь устойчивого улучшения на фоне консервативного лечения, то не стоит затягивать с операцией. В этом случае малоинвазивное хирургическое вмешательство позволит решить вопрос излечения радикально, а восстановление пройдет в короткие сроки с минимальным болевым синдромом.

Автор: главный врач ООО «Клиника НТМ», хирург-колопроктолог Чернов Сергей Львович.

Как вылечить геморрой. Метод HAL-RAR — деликатное и надежное избавление от геморроя

В нашей стране замечательные люди, но в большинстве своем забота о собственном здоровье не на первых местах. Поэтому обращение к врачу происходит на этапе уже развившегося заболевания, либо при наличии осложнений.

Схема подготовки к колоноскопии препаратом «Фортранс»

Если подготовка проводится с помощью препарата «Фортранс», отпадает необходимость в постановке очистительных клизм. За 2 дня до колоноскопии необходимо перейти на специальную (бесшлаковую) диету, исключив из рациона питания овощи и фрукты, картофель, зелень, ягоды, грибы, бобовые, чёрный хлеб.

Оценка эффективности лечения внутреннего геморроя в Клинике НТМ
Геморрой по распространенности занимает первое место среди всех колопроктологических заболеваний. Геморроидальная болезнь возникает чаще всего у людей старше 30-ти лет, однако, встречается даже в детском возрасте.