Почему кружится голова и к какому врачу обратиться?

весь список

Головокружение одна из наиболее частых причин обращения пациентов к врачу. В настоящее время насчитывается около 80 заболеваний и состояний, которые могут сопровождаться ощущением головокружения. К ним относят: заболевания сердечно-сосудистой, эндокринной, нервной систем, патологию органа зрения, заболевания крови, травмы головы и шеи, нарушения питания, отравления, стресс, депрессия, а также патология среднего и внутреннего уха.

Вне зависимости от первопричины головокружение приводит к ухудшению общего физического состояния и работоспособности (вплоть до полной нетрудоспособности), может приводить к депрессии, страху падений; некоторые пациенты перестают выходить из дома, ограничивают свою жизненную активность — все это, безусловно, в итоге влияет на качество жизни.

Таким образом, очень важно своевременное выявление причины головокружения и вовремя начатое лечение.

В многочисленных исследованиях было показано, что наиболее частой причиной головокружений является патология вестибулярной системы на ее периферическом уровне, иными словами — вне центральной нервной системы. Именно периферическими вестибулярными (и слуховыми) нарушениями занимается отоневролог.

Наиболее часто задаваемые вопросы на приеме отоневролога:

Заранее можно (но не обязательно это делать до консультации) пройти аудиологическое обследование и проконсультироваться у невролога. Никакие другие специальные исследования заранее не нужны, т. к. существует большое количество заболеваний, сопровождающихся головокружением, и выполнять все подряд исследования для выявления первопричины нецелесообразно. После осмотра отоневролог определит спектр необходимых дообследований.

Зачем мне проходить дополнительные исследования, если головокружение не лечится?

Дополнительные исследования нужны для постановки точного диагноза; когда точно известна патология, то можно на нее оказывать воздействие. При некоторых заболеваниях вестибулярного аппарата мы можем добиваться почти полного отсутствия симптомов, при некоторых болезнях имеется рецидивирующее течение, однако проводимое лечение может оказывать значительное положительное влияние на течение заболевания.

У меня кружится голова, но таблетки «от головокружения» мне не помогают. Что делать?

Головокружение — это симптом, т. е. проявление какой-то болезни. Лечение симптома, а не болезни, как правило, неэффективно. Поэтому, конечно, необходимо выявить характер нарушения и в зависимости от этого подбирать курс лечения.

Я страдаю периодическими головокружениями, может, сразу сделать МРТ головного мозга?

До консультации в этом нет необходимости, за исключением тех случаев, когда МРТ головного мозга вам назначал доктор другой специальности (например, невролог). После подробного расспроса (о характере, длительности приступов головокружения, о провоцирующих факторах и т. д.) и отоневрологического осмотра будет ясно, есть ли необходимость в данном дообследовании, т. к. не всем пациентам оно показано.

Головокружение возникает при изменении положения тела или головы, может ли это быть связано с «проблемным позвоночником»?

Конечно, ответить на этот вопрос без осмотра невозможно, но важно подчеркнуть, что наиболее частой причиной позиционного головокружения является заболевание вестибулярного аппарата с длинным названием «доброкачественное пароксизмальное позиционное головокружение». Лечение такого головокружения достаточно быстро дает положительный эффект.

Зачем мне проходить аудиологическое исследование, если на слух я не жалуюсь?

Аудиологическое обследование (аудиометрия и тимпанометрия) является обязательными исследованиями для пациентов с головокружением и нарушением равновесия, даже если у пациента нет жалоб на снижение слуха. Это позволит установить правильный диагноз.

Если вам необходимо обследование, вы можете записаться на прием к врачу-отоневрологу по телефонам: +7 (495) 544-10-60, +7 (495) 544-10-80

Как часто можно делать МРТ и безопасно ли исследование для здоровья?
Метод магнитно-резонансной томографии позволяет поставить верный диагноз при заболеваниях нервной системы, позвоночника, суставов, определить проблемы с внутренними органами. При назначении МРТ у многих пациентов возникают вопросы относительно безопасности исследования для здоровья. Есть ли повод для беспокойства?
Разница между КТ и МРТ. Какая томография лучше?
Часто пациенты, желая получить максимально точные результаты диагностики, просят врача назначить "лучшее" исследование. А что лучше: компьютерная или магнитно-резонансная томография? Лучший метод - это правильно выбранный метод.